Библиотека

ТАМБОВСКАЯ ПОМЕЩИЧЬЯ УСАДЬБА: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ

НАВЕРХ

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КОМПЛЕКСА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЖИЛЫХ ПОСТРОЕК ИМЕНИЯ МАРА

Необходимость виртуальной реконструкции имения Мара рода Боратынских определяется особой социокультурной ролью этого поместья в истории Тамбовщины, трудностью процесса реального восстановления застройки усадьбы.

В конце XIX- начале ХХ века Мара представляла из себя крупный комплекс хозяйственной и жилой инфраструктуры, садово-парковой и мемориальной зон. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В доме расположился Вяжлинский волисполком Кирсановского уезда, а после ликвидации Вяжлинской волости сельский совет и клуб. [1].

Несмотря на то, что принимались некоторые меры по охране имения, это не спасло его от гибели. Еще в 1922 году усадебный дом Боратынских был оценен в 5 тыс. рублей и требовал капитального ремонта. В 1924 году, из-за неисправных печей, он полностью сгорел [2].

Парк владения начал вырубаться местными жителями еще до гибели дома. В 1924 году Тамбовское общество краеведения попыталось остановить незаконную вырубку, но спасти парк Мары так и не смогли. К 1960 году насаждения имения практически полностью исчезли. Была потеряна аллея в сад, изведены ценные породы деревьев.

В начале 1940-х годов был разрушен некрополь, в 1954 году – церковь, стерт с лица земли грот. Таким образом, Мара повторила печальную судьбу многих памятников усадебной культуры Тамбовской области, утерянных в советское время.

Конечно, учитывая большую известность марского имения в России, вопрос восстановления усадьбы поднимался неоднократно.

С февраля 1972 года на месте бывшей усадьбы постоянно бывал с исследовательскими целями художник-краевед В. Г. Шпильчин. За 25 лет своей работы он создал уникальное собрание книг, иконографии, картин, посвященных Е. А. Боратынскому.

В 1980-х годах институтом «Тамбовгражданпроект» был разработан проект восстановления главного усадебного дома в поместье, однако эта инициатива не была подкреплена необходимыми административными решениями [3]. Восстановлению мешала и новая инфраструктура, незаметно появившиеся в Маре со времени ее разрушения. К 1980-м годам здесь возвели 5 щитовых квартир, в 15 метрах от усадебного дома заложили кирпичное здание общежития.

 Картина-реконструкция В.Г.Шпильчина.  Дом Боратынских в имении Мара

Картина-реконструкция В.Г.Шпильчина. Дом Боратынских в имении Мара

В 1982 году появляется распоряжение № 937-р от 14.12.1982 «Об увековечении памяти поэта Боратынского». Подчеркивая важность задач по сохранения поместья, авторы распоряжения подчеркивавали важность дальнейшей дискуссии по проблемам восстановления Мары.

В 1995 году на территории бывшей усадьбы работала научная экспедиция под руководством литературоведа из Мичуринска В. Е. Андреева, которому большую помощь оказали художник и краевед В. Шпильчин, археолог В. Карпейкин, геодезист П. Кочетыгов, архитектор В. Езерский. На месте бывшей усадебной церкви Андреевым был установлен двухметровый крест.

В августе 1999 года под руководством археолога С. И. Андреева в Маре были проведены раскопки. Их результатом стало обнаружение 8 склепов семейного некрополя Боратынских, определение размеров и примерной планировки усадебного дома, места расположения парковых построек и дорожек.

Работы по виртуальному восстановлению Мары связаны с задачей моделирования экстерьера утраченных построек, воссоздание ландшафта местности, разработки интерактивной оболочки (возможности «самостоятельной прогулки» по комплексам). Реконструкция должна дать исчерпывающее представление об объемно-пространственных и архитектурных решениях отдельных элементов усадьбы, садовой и парковой части имения.

Хронологически 3D модель должна относиться к 1860-м годам, т. е ко времени, когда вся инфраструктура владения была полностью сформирована. Все проводимые работы можно разделить на ряд этапов. На первом мы приступили к комплексному изучению источников для 3D визуализации, отбору оптимального софта. Второй этап занял процесс воссоздания экстерьеров здания Мары, верификация основных элементов ландшафта, растительности сада и парка. На третьем этапе была подготовлена интерактивная оболочка реконструкции.

 Экстерьер усадебного дома Боратынских в 3D-редакторе

Экстерьер усадебного дома Боратынских в 3D-редакторе

Для создания репрезентативной модели жилых и хозяйственных построек поместья использовались разные по типу источники: изобразительные материалы (планы, чертежи, рисунки, фотографии), описательные документы, комоснимки и т. д. Поиск необходимых данных происходил в фондах центральных и региональных библиотек и архивов, сети Интернет.

Приступая к отбору оптимальных методик реконструкции, был проанализирован опыт реализации аналогичных проектов другим учреждениями. Особенно полезными оказались наработки кафедры исторической информатики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (в частности, реконструкция Страстного монастыря в Москве).

Среди всего существующего инструментария была выбрана программа 3DMax, которая уже зарекомендовала себя как простое в использования и эффективное средство для виртуального восстановления историко-культурных сред прошлого. Импорт подготовленных моделей в 3DMaх в интерактивною среду осуществлялся с помощью «движка» Unity.

Восстановление основных элементов инфраструктуры имения (усадебный дом, грот, церковь, некрополь, въездные ворота) производилось на основе объединения сведений из разных источников. По ряду зданий (в основном хозяйственные постройки) точной информации найти не удалось. Поэтому нами был предложен экстерьер того типа моделей, который отвечал внешнему виду и функциональному назначению производственных построек дореформенного времени. При всей индивидуальности подобные строения имели типовую форму, которая определялась сугубо утилитарным значением застройки.

 Экстерьер Вознесенской церкви  Боратынских в 3D-редакторе

Экстерьер Вознесенской церкви Боратынских в 3D-редакторе

Создание электронной модели существующего ландшафта проводилось в «трёхмерном движке» Unity3D, на основе восстановленного плана местности. За его основу мы взяли современный рельеф, который практически не изменился. В этом авторы могли убедиться в ходе междисциплинарных консультаций с соответствующими специалистами. Для верификации перепадов высот применялась техника ручной генерации пространства средствами редактора ландшафта Unity3D.

Отдельной задачей в ходе реализации проекта стало формирование библиотек растительного покрова парка Мары. Были выявлены наиболее распространенные элементы местной флоры (травы, кустарники), их пространственное расположение. Часть названий растений на территории парка Боратынских удалось выявить благодаря архивным источникам и воспоминаниям современников.

«Село Вяжля. Конец апреля 1918 г. День — яркий, солнечный и по весеннему теплый. Пройдя с полверсты от дома усадьбы Баратынских, где разместился волостной исполком, я вошел в аллею дубового парка «Мара», посаженного, как говорят, самим Абрамом Баратынским конце 18-го и начале 19-го столетия.

Парк является частью огромного, в двенадцать тысяч десятин степного земельного участка, лежавшего между реками – Ворона и Вяжля. В недавнем прошлом этот парк входил в остаток родового именин «Софьинка» […].

Когда я входил в парк, солнце сквозило между голых дубовых ветвей, ласкало голубое поле подснежников и, золотя стволы дубовых великанов, превращало „Мару" в рай на земле, каким нам его рисовали бабки и матери. Воздух звенел от тысяч пернатых музыкантов. В непрерывную трель пестрых зябликов вплеталось нежное многоколенное лепетание овсянок, дроздов, а из грачевни, где в течение десятилетий, из года в год, мрачные грачи и длинноногие цапли устраивали гнезда, доносился скрипучий, гортанный грачиный — „брат, бра-а-т“ и сдавленный клекот панель.

Подснежники, покрывавшие сплошь всю площадь парка, посеянные, как говорят, еще старым барином, своим нежным цветом дополняли весеннюю симфонию дня. Они весело глядели из-под ржавой прошлогодней дубовой листвы и, забравшись в столетние морщины дубовых великанов, куда их семена были занесены, по-видимому, ветрами, — создавали зрелище сказочное. Это было голубое царство красок и звуков». [4]

К сожалению, ряд найденных фотографий не всегда содержал детальную фиксацию растений, а их качество не всегда позволяло правильно идентифицировать растительность. Поэтому, для реконструкции покрова использовались стандартные модели деревьев, кустарников из библиотеки Unity3D.

Малые архитектурные формы садово-парковой зоны дорожки, беседки т. д. были нанесены на модель ландшафта в виде отдельных трехмерных моделей. О расположении дорожек можно судить по остаткам аллей, направление которых было определено в ходе специального обследования усадьбы 12 ноября 1976 года: «В парке имения Мара, находящегося примерно в 500–800 метрах от дома, старых деревьев нет, однако, видны следы дорожек и аллей. Заметны следы лестниц в овраге и очертания фундамента… здания летнего дома „Грота“. Частично сохранилась выложенная камнем дорога к дому и роднику. Можно рассмотреть примерные очертания и направления подземного хода от дома…» [5].

Выполненная трехмерная визуализация усадьбы Боратынских «Мара» углубляет наше представление о той антропогенной среде, которая была сформирована благодаря активной хозяйственной деятельности владельцев имений. На основании реконструкции открываются перспективы изучения архитектурных особенностей усадебных комплексов, планировочных особенностей усадебных садово-парковых зон. В целом, проделанная работа привлекает внимание к задачам сохранения и изучения историко-культурного наследия и обеспечения онлайн-доступа к утраченным объектам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Климкова, М. А. Край отеческий. История усадьбы Боратынских. Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2006. - С. 504.

2. Климкова, М. А. Там же. С. 522.

3. Соболева, А. А. Возрождение усадебной культуры / А.А. Соболева // Мир библиографии. 2006. № 1. С. 21 28.

4. Поздняков, Л. Встречи… 1970-е гг. (ТОЛХМ. КП. № 1482. Л. 2-3)

5. Соболева, А. А. Там же.